Технологический электронный документооборот

ТЭД - информационная система (ИС), использующая гибкий подход к построению, изменению и выполнению бизнес-процессов в рамках документооборота.

Назначение системы

Участники бизнес процесса
  • Аналитик – анализирует бизнес-процессы, строит модели взаимодействия между участниками бизнес-процесса.
  • Разработчик – проектирует и кодирует ИС на основе данных и модели аналитика.
  • Администратор – настраивает взаимодействие в ИС, устанавливает права пользователям, разделяет их на группы, исправляет ошибки в работе пользователей.
  • Пользователь – работает с ИС и выполняет документооборот по установленным бизнес-процессам.
Стандартный подход к ведению бизнес-процессов (до ТЭД)
  1. Аналитик собирает информацию и дает разработчику задания на разработку (доработку) бизнес-процессов в ИС.
  2. Разработчик записывает структуру каждого бизнес-процесса в коде ИС.
  3. Администратор настраивает ИС, но не может изменить бизнес-процессы.
  4. Пользователь работает в ИС и при возникновении неоднозначных ситуаций обращается к администратору.

Это приводит к следующим последствиям:

  1. Внесение изменений в бизнес-процесс невозможно без участия разработчика.
  2. Изменения в коде ИС требуют времени на доработку, тестирование и обновление ИС.
  3. Сложно организовать работу в бизнес-процессе разных версий.
  4. Сложно вносить большие изменения в бизнес-процесс.
  5. Схемы бизнес-процессов в документации не соответствуют последним изменениям в ИС.
  6. Администратор при обращении пользователя имеет ограниченные возможности повлиять на состояние пользователя внутри бизнес-процесса.
Новый подход к ведению бизнес-процессов (ТЭД)
  1. Разработчик кодирует правила взаимодействия ИС и внешней модели, при необходимости дорабатывает эти правила.
  2. Аналитик составляет модели по действующим правилам без привлечения разработчика.
  3. Готовые модели загружаются администратором, в результате чего пользователи в виде отделов связываются с конкретными частями модели.
  4. Моделей может быть несколько и разных версий.
  5. Пользователь работает в соответствии с конкретной моделью в рамках своего отдела и терминала.
  6. Пользователь и администратор могут посмотреть текущий этап (статус) бизнес-процесса и видеть всю модель процесса.
  7. Администратор может в любой момент изменить текущий этап (статус) на модели, либо обновить модель и указать текущее этап выполнения по бизнес-процессу.
  8. Разработка моделей, загрузка их в ИС и изменение текущего этапа (статуса) выполнения теперь не требуют кодирования и обновления ИС, если достаточно правил взаимодействия.
  9. Разработчик дорабатывает правила взаимодействия ИС и внешней модели без привязки к конкретной модели. Освободившееся время возможно использовать на разработку требований не связанных с моделями.

Camunda

Это набор приложений для работы с bpmn-моделями.

Основные компоненты:

  • Camunda Modeler - это приложение для создания моделей BPMN процессов. Эти модели нужны для других частей системы.
  • BPMN Engine - это движок, который отвечает за интерпретацию BPMN-моделей.

Сценарий использования

  1. Пользователь сканирует qr-код пакета документов
  2. Приложение ищет пакет в базе данных и\или опрашивает внешние системы для получения данных
  3. Если данные есть, то создается пакет в системе, если нет, то выдается соответствующее сообщение и обработка завершается
  4. Созданный пакет отображается как в работе у текущего пользователя, обрабатывает документы
  5. Пользователь повторно сканирует qr-код
  6. Приложение отображает воможные статусы у пакета, пользователь выбирает куда передать пакет.

Аналитик\администратор может изменить бизнес-процесс в Camunda Modeler и независимо от разработчика поменять логику работы приложения. Это позволяет быстро адаптироваться к новым условиям.